Cover-BenDavies
Певцы о вокале& nbsp;Про оперу

Бен Дэвис об успехе в пении

Из книги Клары Батт, Нелли Мельбы, Энрико Карузо и Бена Дэвиса «Как стать успешным певцом». По главе «Как добиться успеха в пении» Б. Дэвиса. Перевод и редакция vocal-noty.ru.

Бен Дэвис (1857-1943)

(британский оперный певец, тенор)

Бен Дэвис

Человеческий голос является весьма отзывчивым органом. Пренебрегайте им, и он, несомненно, деградирует; тщательно ухаживайте за ним, культивируйте, дайте ему время «вырасти», и он вознаградит вас за ваши старания стократно.

Позвольте мне дать несколько советов, основанных на опыте, накопленном за многие годы, которые, я надеюсь, будут иметь реальную ценность для певцов. Намного легче развить свой голос, сразу встав на правильный путь, чем избавляться от вредных привычек, накопленных годами. Главное, двигаться вперед с неизменной энергией и мужеством.

В первую очередь я бы посоветовал амбициозному певцу, прежде чем приступить к разработке голоса, изучить его реальный характер и качество. Я хотел бы подчеркнуть тот факт, что реальный характер любого отдельного голоса зависит не от его диапазона и силы, а от его качества и тембра. Умный ученик может трезво оценить, к какому стилю музыки более всего расположен его голос. Особое внимание следует уделять выбору репертуара. Я часто был свидетелем того, как певцы не давали своим голосам шанс показать себя, свои положительные качества, выбирая не те песни. Часто певицы поют песни, предназначенные для мужчин и наоборот.

А теперь несколько слов о том, как студенты должны изучать свои музыкальные произведения. Несомненно, у каждого певца свой метод, но я расскажу о методе Гризи и Марио, который может считаться эталонным. /Дэвис говорит о Джулии Гризи, сопрано, и ее муже Джованни Марио, теноре; Гризи ставят в один ряд с Малибран и Виардо./

Изучая любое новое произведение, оперу ли, балладу ли, они следовали определенному плану. Сначала изучали слова. Когда смысл и идея текста были четко определены и полностью понятны, начинали учить музыку. Каждый нюанс тщательно продумывался и решался в соответствии с текстом. Это была программа максимум Марио: пока певец не имеет всего, что он поет, в голове и в горле, он не может «вершить правосудие». «Но, — говорил он, — когда вы прекрасно знакомы со своей работой, находитесь в хорошем настроении и в голосе, тогда вы можете отпустить себя с уверенностью, что произведете нужный эффект на зрителей. Это моменты вдохновения». То есть сначала продумывались слова, затем музыка, а потом в этом сочетании слов и музыки продумывались нюансы, которые будут выделены таким образом, чтобы произвести глубокое впечатление на слушателей.

Это очень разумный план работы, уберегающий от бесполезных выпеваний интервалов, которые отнимают много энергии, но не дают ничего для выразительного пения. Такой метод сохраняет и оберегает голос.

Говоря об аккомпанементе фортепиано, Марио говорил: «Искусство аккомпанировать проявляется в следующем: помогать и поддерживать певца; не торопить его и не «топить» его голос.» Аккомпаниатор, по его мнению, не должен быть робким и скромным, чтобы в нужный момент твердо и уверенно играть певцу, чтобы тот сам не ощущал неуверенность.

Теперь я хочу поговорить о самом звуке. Многие новички ошибочно полагают, что, раскрыв шире рот, дадут большую силу голосу. Это неправильная идея, потому что рот не должен быть широко открыт, нижняя челюсть должна опускаться естественно и без усилия, иными словами, под тяжестью собственного веса. Губы должны естественно прилегать к зубам, тогда рот приобретает приятный вид. Нет ничего более ужасающего, чем наблюдать, как певец искажает лицо, желая произвести «внушительное» впечатление, добиваясь лишь абсурдного вида.

Вопрос дыхания, конечно, является отдельным и самостоятельным искусством в пении. Абсолютный контроль дыхания – непременное условие для совершенного пения. Каждому ученику следует убедиться, что его учитель обладает глубокими познаниями в дыхании, иначе он приобретет вредные привычки, которые будет чрезвычайно трудно сломать. В пении вообще, все вредные привычки обладают удивительно цепкими качествами.

Что касается положения тела, то старое правило верно и сегодня: плечи и грудь расправлены естественно. Есть специальные упражнения Гарсия, которые я здесь приведу, но надо иметь в виду, что они утомительны для начинающих:

Мягко и медленно вдыхайте несколько секунд столько воздух, сколько вместят легкие. После глубокого вдоха выдохните очень мягко и медленно. Заполните легкие и держите их надутыми как можно дольше. Выдохните полностью и оставьте грудь пустой до тех пор, пока физические силы позволят.

Еще один момент, на котором я хотел бы остановиться – ценность цвета в пении. Музыкально одаренному человеку очевидно, что краски и мазки у разных композиторов различаются так же, как у художников. Интерпретация произведения у посредственного певца напоминает работу художника, который только рисует контур. Такой рисунок может быть детально точен и достоин похвалы, но по сравнению с картиной с ее богатством тона и цвета, кажется ничтожной вещью.

Тенор Бен Дэвис
Бен Дэвис

Среднестатистическому певцу не хватает именно цвета. Многие певцы довольствуются малым и не хотят двигаться дальше, подниматься над посредственностью. Цвет в пении относится к тонким деталям, придающим исполнению поэтическую ценность. Например, в музыке Шумана они не могут пойти рука об руку с композитором в какой-то дивный сад, полный пестрых цветов, по извилистым дорожкам, окруженным величественными деревьями. Они не видят в музыке Шумана пернатых птиц, порхающих с ветки на ветку под голубым небом, залитым теплым солнечным светом… Всё это – цвета. Кстати, вышесказанное я услышал от одного пианиста, мастера своего дела, который рассказывал мне, как играть Шумана. Но тоже самое относится и к пению. Посредственный певец ошибочно думает, что любая песня поется одинаково. Между тем, технически простая мелодия, исполненная певицей с душой и чувством поэзии, наделяет музыку цветом и изысканной красотой.

Посредственный же певец механически исполняет песню, и это подрывает смысл музыки. Мне кажется, именно в этом и кроется причина неудовлетворительного результата многолетнего обучения. Певцы просто заняты разучиванием композиций разного рода, постоянно пополняя свой запас и не уделяя достаточно времени вдумчивому изучению каждого произведения.

Каков неизбежный результат этого поспешного и оптового метода «научиться петь»? Интерпретации, которые, как я уже сказал, похожи на наброски рисунка, достаточно точные в деталях, но не имеющие души и цвета. Я признаю, что, как и у всех артистов, у нас есть свои фавориты — любимые композиторы, произведения которых нам ближе, потому мы реагируем на них с большей готовностью, чем на остальные. Но, в то же время, я хотел бы сделать особый акцент на том, что каждая песня, какой бы простой она ни была, должна рассматриваться певцом как отдельная картина, в которой могут быть созданы особенно красивые эффекты, в зависимости от качества и разнообразия тона и цвета.

И только когда певцы осознают, что композиция — это только сырье, ожидающее, чтобы проникнуться экспрессией в их руках, ожидающее, чтобы получить жизнь, личность и реальное существо, они могут полностью понять сокровенный смысл музыки, который выражает более ясно, чем любые слова, когда-либо написанные, истинные эмоции души.

Поделиться:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять