Cover-Film-opera

Лучшие фильмы-оперы

Фильм-опера представляет собой любопытную форму искусства, раскрывающую оперу с новой стороны. Формат кино дает возможность задействовать более сложные, разнообразные декорации и костюмы, в прямом смысле приблизить певца к зрителю, показать историю ярче и в деталях. И сегодня мы вспомним о великолепных экранизациях опер, которые были тепло приняты критиками и полюбились зрителям.

 Начало начал…

Первый оперный фильм, двухминутная версия “Дочери полка” Доницетти, был снят в Нью-Йорке в июле 1898 года. Сначала фильмы были немыми, и они сопровождались живой музыкой на показе.

Первым фильмом звуковой эпохи и при этом экранизацией целой оперы стали “Паяцы”, снятые в 1931 году на Лонг-Айленде американцами итальянского происхождения из Большой оперной труппы Сан-Карло. Среди других заметных проектов 30-ых годов был фильм Макса Офулса по опере Сметаны “Проданная невеста”.

В 40-е годы прошлого века за дело серьезно взялись итальянцы. Начали выходить черно-белые фильмы-оперы режиссера Марио Коста. Если вы еще не успели посмотреть эти фильмы, стоит взглянуть. Искрометный юмор, классические каноны, идеальное пение и игра доставят истинное удовольствие. Кстати, уже в то время режиссеры приглашали в свои фильмы не только певцов, но и актеров, “поющих” под фонограмму. Например, всемирно известная неподражаемая Джина Лоллобриджида снималась в нескольких фильмах с баритоном Тито Гобби, а в музыкальном фильме “Самая красивая” (фильм-биография об итальянской сопрано Лине Кавальери) даже сама спела арию Тоски, но это совсем другая история…

Постеры фильмов-опер 40-ых годов

«Севильский цирюльник» (реж. Марио Коста; в ролях Ферруччо Тальявини, Тито Гобби, Нелли Корради, Вито де Таранто; 1946 г.)

«Любовный напиток» (реж. Марио Коста; в ролях Нелли Корради, Тито Гобби, Джино Синимберги, Итало Тайо; 1947 г.)

 «Паяцы» (реж. Марио Коста; в ролях Тито Гобби, Афро Поли (поет Гальяно Мазини), Джина Лоллобриджида (поет Онелия Финески); 1948 г.)

В 1948 году вышла черно-белая версия “Медиума” Менотти, Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер создали киноверсию “Сказок Гофмана” Оффенбаха, а Марио Ланца снялся в “Великом Карузо”, вероятно, самом популярном фильме об опере, когда-либо снятом.

«Медиум» (реж. Пол Никелл; в ролях Мэри Пауэрс, Луи Хант, Лео Колман, Джозеф Бэлл; 1948 г.)

«Сомнамбула» (реж. Марио Ланфранки; в ролях Анна Моффо, Плинио Клабасси, Данило Вега, Анна Мария Анелли; 1956 г.)

60-80-е годы

Пожалуй, самая известная экранизация оперы была снята в 1983 году, и это “Травиата” Дзеффирелли. Здесь все сошлось воедино: роскошные декорации, внешность и вокал Терезы Стратас, Доминго в расцвете сил, убедительная и трогательная человеческая драма. Но не будем забывать и версию Марио Ланфранки 1968 года, где Виолетту играет невероятной красоты сопрано Анна Моффо. Певица очень выигрышно смотрелась на экране, и снялась в нескольких примечательных фильмах-операх.

«Травиата» (реж. Марио Ланфранки; в ролях Анна Моффо, Франко Бонисолли, Джино Бекки; 1968 г.)

 «Лючия ди Ламмермур» (реж. Марио Ланфранки; в ролях Анна Моффо, Лайош Козма, Джулио Фьораванти; 1971 г.)

«Травиата» (реж. Франко Дзеффирелли; в ролях Тереза Стратас, Пласидо Доминго, Корнелл МакНейл; 1983 г.)

Страсти по Моцарту

Поклонники кино хорошо знают имя шведского режиссера Ингмара Бергмана, но далеко не все знают, что в 1975 году он снял экранизацию оперы “Волшебная флейта”. Этот рассказ о невинности и колдовстве, в котором любовь торжествует над силами тьмы, безусловно, легче для восприятия, чем большая часть других работ Бергмана. Фильм был снят в макете придворного театра Дроттнингхольма XVIII века. Примечательно, что режиссер стремился показать не только саму оперу, но и зрителей. Прежде всего мы видим аудиторию, затем фокусируемся на маленькой девочке, которая пребывает в состоянии восторга и удивления. Мы видим ее глазами, как разворачивается сказочная опера.

«Волшебная флейта» (реж. Ингмар Бергман; в ролях Йозеф Кёстлингер, Ирма Уррила, Хокан Хагегорд, Биргит Нордин; 1975 г.)

Оперы Моцарта необычайно актуальны и современны, например, “Дон Жуан”, хотя и была представлена впервые аж в 1787 году. Спустя 200 лет провокационный американский режиссер использовал классический подход к вечным истинам этого шедевра. В центральной роли здесь великолепный баритон Руджеро Раймонди, который никогда не пытается выдать Дон Жуана за какого-нибудь харизматичного сердцееда. Вместо этого в его исполнении есть порочная жестокость, противопоставленная архитектурному великолепию мест действия фильма в Виченце и Венеции. Особая изюминка к образу Дон Жуана — немой слуга в черном, который везде сопровождает героя, как совесть и предвестник роковой развязки.

«Дон Жуан» (реж. Джозеф Лоузи; в ролях Руджеро Раймонди, Эдда Мозер, Кири Те Канава, Жозе ван Дам, Тереза Берганца; 1979 г.)

Страсти по Вагнеру

После своего семичасового великого опуса «Гитлер: Фильм из Германии» режиссер Ханс-Юрген Зиберберг стремился продолжить исследование культурных корней, лежащих в основе беспокойной истории его страны, и взялся за постановку последней, самой противоречивой оперы Вагнера “Парсифаль”, чтобы отметить 100-летие ее первого представления в Байройте. Сначала была произведена запись музыки под управлением дирижера Армина Жордана. Далее на съемках знаменитая немецкая актриса Эдит Клевер сыграла роль Кундри, а дирижер предстал в образе Амфортаса. Фильм был отснят за 35 дней.

Длинные дубли демонстрируют плавные линии эпической партитуры Вагнера, создавая в совокупности гипнотическую атмосферу, поскольку притча о сексуальной вине и духовном искуплении разворачивается на съемочной площадке студии, которая на самом деле является огромным макетом посмертной маски Вагнера. Очевидно, что эта работа не на любой вкус, но абсолютная убежденность Зиберберга привлекает нас к единственному в своем роде просмотру шедевра, который абсолютно иначе выглядит на сцене.

«Парсифаль» (реж. Ханс-Юрген Зиберберг; в ролях Эдит Клевер (поет Ивонн Минтон), Михаэль Кутер (поет Райнер Голдберг), Армин Жордан (поет Вольфганг Шёне); 1982 г.)

Самые популярные оперы всех времен

И речь, прежде всего, о “Кармен” Бизе. В ней столько жизни, огня, энергии и провокации, что грех не перенести такую историю на экран. Наиболее известный своими жестокими итальянскими криминальными хрониками режиссер Франческо Рози кажется неподходящим выбором для режиссера фильма-оперы, но он, похоже, понимает, с чем имеет дело, и переносит нас в Испанию с открыток.

Мы получаем цыганские страсти, корриду, любимые мелодии, которые все знают, и много огня между ведущими героями. Пласидо Доминго в роли наивного солдата в плену у пламенной героини — чудесно воплощенной Джулией Мигенес. Оперные снобы иногда склонны смотреть свысока на вечно популярную оперу, но эта экранизация обладает неудержимой притягательностью, которая оказывается непреодолимой.

«Кармен» (реж. Франческо Рози; в ролях Хулия (Джулия) Мигенес, Пласидо Доминго, Руджеро Раймонди, Фейт Ишем; 1984 г.)

Опера Верди “Риголетто” лишь немногим уступает по популярности испанским страстям Бизе. В 1982 году появилась красочная экранизация, в которой пение, актерская игра, оркестр, декорации, костюмы складываются в единое целое, захватывающее зрителя и оставляющее неизгладимое впечатление.

«Риголетто» (реж. Жан-Пьер Поннель; в ролях Лучано Паваротти, Эдита Груберова, Ингвар Виксель, Ферруччо Фурланетто; 1982 г.)

Две Богемы

Многие зрители считают фильм 2008 года по “Богеме” Пуччини лучшей экранизацией оперы за всю историю. В нем снялись Анна Нетребко в роли Мими и Роландо Вильясон в роли Родольфо. Это история о молодых людях, измученных ежедневной борьбой за выживание, поэтому, когда любовь все-таки приходит, они не могут полностью откликнуться на нее.

Интересно сравнить этот фильм с версией Дзеффирелли 1965 года, в которой на экран перенесена миланская постановка 1963 года под управлением Герберта фон Караяна.

«Богема» (реж. Франко Дзеффирелли; в ролях Мирелла Френи, Джанни Раймонди, Роландо Панераи, Джанни Маффео; 1965 г.)

«Богема» (реж. Роберт Дорнхельм; в ролях Анна Нетребко, Роландо Вильясон, Тициано Браччи, Николь Кэбелл; 2008 г.)

Русские оперы

Говоря о фильмах-операх, мы не можем обойти стороной два знаковых советских фильма по операм Чайковского. Речь идет о “Евгении Онегине” и “Пиковой даме”. Картины были сняты на киностудии “Ленфильм”. На экране любимые актеры, за которых пели ведущие солисты Большого театра. Олег Стриженов рассказывал, как выучил всю партию Германа и на съемках прикладывал те же усилия, которые прикладывает тенор, поющий эту сложную партию. Оба фильма имели огромный успех и до сих пор остаются эталоном.

«Евгений Онегин» (реж. Роман Тихомиров; в ролях Ариадна Шенгелая (поет Галина Вишневская), Светлана Немоляева (поет Лариса Авдеева), Вадим Медведев (поет Евгений Кибкало), Игорь Озеров (поет Антон Григорьев), Иван Петров; 1958 г.)

«Пиковая дама» (реж. Роман Тихомиров; в ролях Олег Стриженов (поет Зураб Анджапаридзе), Ольга Красина (поет Тамара Милашкина), Елена Полевицкая (поет Софья Преображенская), Валентин Кулик (поет Евгений Кибкало); 1960 г.)

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять