Cover-recordings

Из истории оперной звукозаписи

Первая прямая трансляция оперы

Немногие это знают, но в 1881 году впервые прошла прямая трансляция оперы. Клемент Адер (французский инженер) представил свою разработку «Театрофон«, который позволял людям снимать телефонные трубки в миле от Дворца Гарнье и слушать Парижскую оперу — в стереофоническом звучании! — через систему микрофонов и кабелей. Эта разработка стала настоящим хитом на Всемирной выставке. Люди выстраивались в очередь каждый вечер, чтобы послушать оперу (как на изображении наверху). Многие отмечали, что они даже лучше слышат певцов, и это неудивительно, ведь передатчик в театре располагался между певцами и оркестром, так что можно было лучше различать слова.

Вскоре такие приемники появились в кафе и в вестибюлях отелей; пять минут — пол франка. Компания Театрофонов продержалась до 1930-х годов, пока ее окончательно не сместили радиозаписи.

Ранние записи оперы

Первая звукозапись оперного певца была сделана в 1889 году в Дании представителем Эдисона, энтузиастом Готфридом Рубеном. На Всемирной выставке Рубен был так впечатлен “говорящей машиной” Томаса Эдисона, что забрал один такой фонограф к себе на родину в Данию. Он даже наладил торговлю этими аппаратами по 700 крон за штуку (для примера, зарплата горничной того времени составляла 100-120 крон в год).

Фонограф — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане (цилиндре). При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон.

Томас Эдисон и его фонограф

Рубен активно делал записи. Считается, что он записал около 500 восковых цилиндров в период с 1889 по 1897 год.  Так же он сделал домашнюю запись датского бас-баритона Питера Шрама, который пел отрывки (на датском языке) из партии Лепорелло на вечеринке после прощального выступления Шрама в этой роли в свой семидесятый день рождения. К счастью, этот восковой цилиндр был оцифрован в то время, как большинство из них были утеряны из-за их хрупкости:

Первая же полная запись оперы была сделана в 1903 году, это была опера “Эрнани» Дж. Верди — на 40 односторонних дисках! Ее сделала Итальянская граммофонная компания, которая выпускалась под маркой HMV (His Master’s Voice, торговая марка грампластинок с записями классической музыки). Вы наверняка видели их логотип с собачкой.

Логотип HMV

Трансляции по радио

Первыми полными операми, транслировавшимися по радио 13 января 1910 года со сцены Метрополитен-опера, были «Сельская честь» и «Паяцы», в главных ролях — Карузо и Эмма Дестинн. За день до этого для проверки оборудования транслировали так же часть живого исполнения “Тоски”. Ли Де Форест (американский изобретатель) основал свою радиотелефонную компанию несколькими годами ранее, чтобы поделиться тем, что происходило на сцене в МЕТ, с “почти любым домом в Нью-Йорке” (так же Форест оснащал корабли ВМФ США беспроволочными телефонами своей конструкции).

“Движущиеся Картинки”

6 октября 1888 года Томас Эдисон представил поистине вагнеровскую технологию “Gesamtkunstwerk” (Единство искусств), которая объединила звук и картинку для сохранения оперных спектаклей, — был представлен первый кинетоскоп. “Мы можем увидеть и услышать целую оперу так же, как если бы она действительно шла на сцене”, — написал он в патентное бюро, — “хотя фактическое представление могло состояться много лет назад”.

Кинетоскоп — ранняя технология кинематографа для показа движущегося изображения. В отличие от современного кинопроектора, кинетоскоп не давал возможности коллективного просмотра на экране, а был предназначен для индивидуального зрителя, наблюдавшего изображение через окуляр.

Дама смотрит в кинетоскоп

Дальше компании стали экспериментировать с синхронизацией звука с картинкой; многие таким образом записали, скажем, несколько арий, но самым амбициозным, возможно, был «Фауст» компании Gaumont в 1907 году, в котором было двадцать два отрывка из оперы на двадцати двух трехминутных катушках — ранняя попытка “полной” аудиовизуальной записи. Изображения были синхронизированы с записанными звуковыми дорожками с помощью системы “Chronophone sound-on-disc”.

В наше время мы можем смотреть оперу в HD-качестве в кинотеатрах, — это своеобразный Театрофон двадцать первого века.

Большой бизнес

Энрико Карузо был звездой оперной сцены, но он также был звездой звукозаписи, на его счету около 260 пластинок между 1902 и 1920 годами. Его карьера расцвела в то же самое время, когда расцвела эта индустрия, и они были выгодны друг другу, зарабатывая много денег. У Карузо был уникальный голос, который хорошо подходил для записей, теплый и звучный в низком и среднем диапазонах. Другие певцы начали копировать его стиль. “Возможно, это был первый раз в истории, когда фонограф повлиял на развитие искусства», — писали в «Нью-Йорк таймс».

Бутлеги

Бутлеги (bootleg) – это аудио- и видеозаписи, составленные и распространяемые без разрешения правообладателя. Выражение происходит от жаргонного названия подпольной торговли спиртными напитками во времена сухого закона в США в 1920—1930-е годы.

Первая несанкционированная запись оперы, вероятно, была сделана в 1901 году, когда библиотекарь Метрополитен-опера тайно записал выступление. Позже портативное записывающее оборудование было контрабандой пронесено на живые выступления повсюду. К 1951 году “доля нелегальных записей классической музыки превысила долю всех других жанров”, сообщает WQXR-FM. Сопрано Лейла Генчер (Генджер) оставила не так много коммерческих записей; ее пение было в основном “сохранено для потомков благодаря потоку пиратских записей ее живых выступлений”, сообщили OPERA NEWS, — “это принесло сопрано прозвище «Королева пиратов”.

Эра лонг-плей

В 1947 году Columbia выпустила метрополитен-версию оперы “Гензель и Гретель” Хампердинка на двенадцати пластинках со скоростью 78 оборотов в минуту; два года спустя они переиздали ее в новом формате LP (лонг-плей)— на двух дисках.

Голубой альбом Л. Прайс

Долгоиграющая пластинка (LP) — в звукозаписи — долгоиграющий формат на грампластинках, рассчитанный на воспроизведение при скорости вращения диска 33⅓ оборота в минуту.

Эпоха пластинок лонг-плей ознаменовала кульминационный момент не только в популярной музыке, но и в опере, позволив компаниям записывать полные произведения на диски в красивых, удобных коробках. Начиная с середины двадцатого века, у многих звезд появились пластинки, демонстрирующие репертуар, которым они славились. Многие сольные альбомы стали культовыми, например, “Голубой альбом” Леонтины Прайс.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять