Вокальная техника

Почему научиться петь сложно

 

Известно, что выполнению любой работы нужно учиться, приобретать определенные навыки. Каждый человек, сталкиваясь в новой деятельностью, сначала испытывает неудобства и трудности (редко что-то получается сразу). Как говорил Станиславский:

«Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое — приятным».

Так и в вокале. Когда человек учится петь, у него голова идет кругом от множества задач, которые надо выполнять одновременно. Проходит время, и появляется навык извлечения качественного звука, появляется полуавтомат. Тогда говорят, что голос «поставлен».

Вокальная техникаВ постановке голоса есть одна большая сложность – учащийся не видит своего инструмента. Мы не видим ни клавиш, ни мехов, ни смычка, ни деки, — все это «находится» внутри нас. Значит, действовать приходится на ощупь, вслепую. Поэтому в вокале как нигде такое количество понятий, основанных на фантазии (яблоко во рту, дырка в голове, цветок перед носом, — чего только нет!). И поэтому же для начинающего вокалиста так важен контроль опытного уха педагога и чуткий самоконтроль.

Другая сложность – четко увидеть, точнее, услышать результат. О вкусах, как говорится, не спорят, у каждого есть свои любимые певцы, свои кумиры, на которых они равняются и даже перенимают не только их достоинства, но и недостатки. Но есть и единый для всех эталон правильного пения.

Часто можно услышать рассуждения о школах вокала. Говорят, что итальянская школа – бельканто – самая лучшая. В немецкой голос – всего лишь один из инструментов оркестра. В русской звук слишком открытый и т. д.  Знаете, как в анекдоте (не очень прилично, но все же):

Есть только две школы пения – итальянская «бельканто» и японская «херовато».

Хоть это и шутка, но конечно с львиной долей правды. В мире сотни тысяч педагогов по вокалу, каждый из них преподает по-своему. Есть миллионы певцов, и каждый поет по-своему. Почитайте книгу Л.Б.Дмитриева «Беседы с солистами Ла Скала» (можно найти в интернете). Там великие певцы рассказывают о том, как они поют, какими ощущениями руководствуются. Частодвое из них говорят совершенно противоположные вещи, при этом оба правильно поют. И это нормально, потому что каждый индивидуален и неповторим. Все же за то время, что люди поют, выработалась ЕДИНАЯ, определенная вокальная школа (хорошо, назовем ее итальянской, потому что родина оперы Италия, потому что много выдающихся педагогов оттуда, певцов и т.д.). Она имеет свой совершенно определенный эталон профессионального качественного оперного звучания.

В технике вокала есть отправные точки, которые были выделены поколениями певцов и педагогов, как полезные и ведущие к правильному звуку. Но любой вокальный постулат надо примерять на себя и адаптировать — вот еще одна сложность. Как ее преодолеть? Опять же, ориентируйтесь на звук. Постоянно слушайте хороших певцов, создайте у себя в голове тот самый эталон звука и стремитесь к нему. Если для вашего идеала вам нужно опустить гортань – опускайте, если надо добавить открытости звуку – добавляйте.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями: