Роза Райза

Терпение и настойчивость приведут к результатам

Роза Райза

Роза Райза

Роза Райза (1893-1963) — итальянская оперная певица польского происхождения. Родилась в Белостоке (входил в состав Российской империи). В возрасте 14 лет бежала с семьей брата в Италию из-за еврейских погромов. В Неаполе обучалась в консерватории у контральто Барбары Маркизио. Дебютировала в партии Мими в 1913 году в Балтиморе.

 

Сегодня имя Розы Райзы имеет большой вес в оперном мире. В какой бы роли она ни появлялась, она всегда главная фигура и драматически и музыкально. Ее искренность, самозабвение, естественность на сцене делают каждый ее образ незабываемым. Ее голос — богатое, мощное сопрано, кажется, не имеет пределов в диапазоне и силе.

Примадонна дома

Кто-то может подумать, что раз русская певица может показать себя динамичной, страстной, вспыльчивой на сцене, то она, должно быть, такая же и дома. Но это не так. Дома это изящная молодая женщина, с простыми манерами, искренняя и непринужденная.

«Я буду говорить негромко, — начала мадам Райза, — по какой-то причине разговор утомляет меня больше, чем пение. Мы, певцы, должны думать о своем физическом состоянии постоянно. Это означает четкий распорядок дня, простую жизнь и регулярные упражнения.

Да, я всегда любила петь, даже будучи ребенком, я постоянно пела. В восемь лет я начала брать уроки. Позже я переехала в Италию и жила там некоторое время, пока не начала путешествовать. Сейчас я живу в Неаполе. Моим учителем была Барбара Маркизио, замечательная певица, музыкант и педагог. Даже в 80 лет она прекрасно пела! Она владела истинным бельканто, знала голос, понимала, как его использовать и сохранить. Я обязана ей очень многим.

Певческая жизнь

Невозможно ожидать успеха от музыкальной профессии без больших временных затрат на упражнения и изучение всех сопутствующих пению предметов. Бизнесмен отдает работе большую часть своего рабочего дня. Все мое время целиком посвящено искусству, и даже его мне не хватает для изучения всего, что необходимо.

Во время сезона я упражняюсь каждый день, постоянно держу в памяти роли. Летом я учу новые партии, потому что у меня есть время и спокойная обстановка. Это то, что нужно певцу — покой и тишина. Я всегда возвращаюсь в Неаполь в отпуск, если не нужно петь в Южной Америке. Затем мне нужно немного отдохнуть, чтобы подготовиться к труду в новом сезоне.

Вокальная подготовка

Даже в самые загруженные дни вокальная практика обязательна. Вокализы, гаммы, работа над крещендо и диминуэндо, меццо воче. Обычно я пою негромко и мягко, я не использую полный голос в ежедневных упражнениях, кроме тех случаев, когда учу партии и хочу испробовать какой-нибудь эффект.

«Единый голос»

Сначала я училась, как колоратура и пела старые итальянские оперы Доницетти, Беллини, Россини. Они дают хорошую школу, ту школу, которая достигается десятилетним обучением. Это не так уж много времени, если певец хочет быть готовым исполнять любую музыку. В былые дни любое сопрано подготавливалось именно так, был единый голос — сопрано, который мог петь и колоратуру и драму. Теперь голос делят на подтипы — лирический, драматический, легкий и пр., и каждая певица выбирает специализацию по своему темпераменту и возможностям.

Колоратура или драма

Это преимущество для певицы быть подготовленной в обоих этих искусствах. В небольших оперных театрах Италии певица, так подготовленная, может петь Лючию в один вечер и Норму в следующий; Травиату на этой неделе, Трубадура на следующей.

Современные итальянские оперы требуют драматического сопрано. Нужно быть актрисой не хуже, чем певицей. Нужно уметь выразить и голосом, и жестом страсти и эмоции. Колоратуры не имеют таких возможностей сегодня. По мне, так певицы-мастера бельканто — это истинная радость. Искусство Галли-Курчи, например, самое совершенное, что я знаю. Мельба также восхитительна. Когда я слушала ее исполнение старых итальянских арий с ее чистым, как колокольчик, тоном, я была на седьмом небе.

Музыкальность

Для пения нужно много всего, помимо пения. Например, игра на фортепиано. Певец беспомощен без этого, не только в плане возможности аккомпанировать себе, но и в смысле развития музыкальности. Я обучалась игре на фортепиано, и могу утверждать, что это действительно нужно.

Потом иностранные языки. Не довольствуйтесь только родным языком. Я говорю на восьми. Русский язык, потому что я русская, потом французский, итальянский, немецкий, испанский, польский, румынский и английский. Кроме того, я знакома с некоторыми диалектами.

Спокойствие и терпение

Роза Райза

Роза Райза

Многие молодые певцы нетерпеливы. Они хотят подготовить себя за три-четыре года к карьере. Возможно, они и смогут появиться на публике через такой срок, но к этому времени они не будут знать и малой доли того, что должны знать. Только потратив 9-10 лет на обучение, причем как колоратуре, так и драме, можно будет петь все, и старую музыку, и новую.

Всегда ли я испытываю эмоции, которые я выражаю в пении? Да, можно сказать, что я силой погружаю себя в то, что изображаю, но я не могу ожидать всегда хорошего результата. Много непредвиденных обстоятельств могут помешать. Можно быть не в том настроении, или не в голосе, зал может оказаться неблагоприятным по акустике, бывает несочувствующая публика. Но если все благоприятно, и аудитория с тобой, ты можешь унести на небо всех. Тогда ты вдохновлен, и мелкие неприятности не мешают.

Вокальное мастерство

Вы задаете очень сложный вопрос — в чем состоит вокальное мастерство. Если я развила в совершенстве контроль над двумя с половиной октавами голоса, могу произвести каждый тон качественно и ровно в разной степени громкости, при идеальном контроле дыхания, тогда я имею все, чтобы сделать свою интерпретацию роли.

Вместе с вокальным мастерством должно идти мастерство интерпретации, в котором вокальное искусство должно найти выражение. Если у вас идеально натренированный аппарат, вы можете забыть о механизме и выражать любые требуемые эмоции.

Молодым певцам я бы пожелала терпения в работе и терпения в ожидании результатов. Вокальное мастерство не из тех вещей, что достигаются быстро. Это не работа на неделю или месяцы, но годы постоянной, вдумчивой работы. Нельзя спешить, мастерство растет и физически и умственно. Но этот труд обязательно будет вознагражден!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *