Вокализы

Вокализы в работе над голосом представляют из себя обязательный педагогический материал, как этюды у пианиста. Впрочем, как и фортепианные этюды, вокализы могут быть полноценными концертными произведениями.

Известно множество авторов вокализов: Маrchisiо, Соnсоnе, Nava, Раnseron, Воnа, Воrdogni, Маndaniсi, Zingarelli, Savinelli, Sрigа, Арrilе, Righini, Crescentini, Duprez, Guillot de Salubris, Ваsilу, Rubuni, Ronconi, Zeidler, Panofka, Vaccai, Abt и другие. Некоторые из них сами были певцами, некоторые — педагогами или композиторами. Русским певцам следует обратить внимание на книгу упражнений М. И. Глинки и вокализы А. Варламова.




Не все вокальные педагоги в наше время уделяют достаточно внимания изучению вокализов, хотя пение таких произведений на гласные признается весьма полезным. Раньше при обучении вокалу считалось обязательным первые два года посвятить только упражнениям (сольфеджио) и вокализам, а уже с третьего года включать в работу камерные произведения старых итальянских мастеров. А Умберто Мазетти, известный педагог начала XX века, постоянно, на протяжении всех годов обучения, давал своим ученикам вокализы.

Самыми сложными и виртуозными считаются вокализы Ригини, Рубини, Бордоньи и Панофки («12 vocalizzi d’artista»). В начале обучения предпочтение отдается Абту, Зейдлеру, несложным вокализам Панофки, Конконе. Позже можно перейти к книге упражнений Николо Ваккаи (хотя эти вокализы представляют из себя музыкальные миниатюры с текстом, они очень полезны для выработки определенных технических элементов). И конечно, все вокализы должны исполняться художественно.

Сейчас в Интернете можно найти ноты вокализов любых из перечисленных авторов, поэтому дублировать их на нашем сайте нет необходимости. Практически все необходимое можно найти на imslp.org. Там же можно скачать вокализы Ваккаи для разных типов голосов.

Поделиться ссылкой на страницу: