Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Певцы-кастраты

Кастрат Фаринелли

Карло Броски, он же Фаринелли (1705-1782), один из самых известных певцов-кастратов

Долгое время в опере господствовали певцы-кастраты. Первые упоминания о них появляются в 1562 году. Дело в том, что женщинам в те времена не разрешалось петь в церкви и на любой сцене, а исполнять высокие по тесситуре произведения было необходимо. Так, певцы-кастраты в течение трех столетий участвовали в церковных службах. С появлением оперы у таких певцов появилась возможность добиться славы и богатства на сцене театра.

Специальной операции подвергались вокально одаренные мальчики до ломки голоса. Конечно, это было незаконно, в обход официального запрета. Около 20% мальчиков при этом погибали. Часто родители отдавали сына на такую операцию, доказывая, что она необходима по медицинским показаниям, чтобы потом разбогатеть за счет своего прославившегося чада. Кастрация была окончательно запрещена в 1870 году. Печальная правда состоит в том, что операция не давала гарантии, что мальчик добьется успеха или вообще сможет хорошо петь после нее. Операции подвергались тысячи мальчиков, и только единицам удавалось прославиться. Голос кастрата оставался высоким, женоподобным, в чем-то даже ангельским, а объем легких у повзрослевшего юноши в сочетании с узкой голосовой щелью ребенка подразумевал продолжительное певческое дыхание, позволявшее петь целые нотные страницы без вздохов, а так же полетный, сильный и чувственный женский тембр. Голоса кастратов были сопрано или контральто.
История знает наиболее выдающихся певцов-кастратов: Каффарелли, Фаринелли, Пакьяротти, Сенезино, Карестини и других. Певцы-кастраты славились своим весьма эксцентричным поведением и были окружены лестью и слухами. С их именами связано много любовных историй, они привлекали интерес как дам, так и кавалеров. Подробнее об интересных, нелепых, смешных и драматичных случаях из жизни кастратов рассказано в книге Патрика Барбье «История кастратов» (ее легко найти в интернете).

Для оперы вся эта история имела печальные последствия. Дело в том, что певцы стали гнаться только за виртуозностью. Опера стала набором арий, выгодно показывавших голос кастрата. Между ариями публика могла вовсе не обращать внимания на сцену. Арии имели форму da capo: первая часть, в которой передается какое-либо чувство персонажа, контрастная средняя часть, в которой герой размышляет над своей ситуацией и делает вывод, и повторение первой части с обязательными украшениями мелодии. И свое искусство певец демонстрировал как раз в третьей части. Завершалась ария обязательной виртуозной каденцией. Нетрудно догадаться, что такая ария не развивала сюжетную часть, а только описывала чувства персонажа. Позже, популярность кастратов стала угасать, опера и сюжеты менялись, условности оперы 18 века ушли в прошлое, женские партии исполнялись женщинами, музыка поменялась, и кастратам просто не оставалось места на сцене. В настоящее время партии, написанные для кастратов, исполняются женщинами или контратенорами. Однако, в церкви пение кастратов можно было услышать до начала 20 века.

Мы не можем наверняка знать, как звучали голоса таких певцов на пике их популярности, остались только письменные свидетельства, но до нас дошли записи последнего из кастратов Алессандро Морески (умер в 1922 году).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять