Память певца

У каждого ли певца, выходящего на сцену есть полная уверенность в своей памяти? Конечно, нет. Любой может забыть слова, ритм, «разойтись» с аккомпаниатором. Значение хорошей памяти для певца не переоценить, ведь приходится заучивать большое количество музыкального материала, целые оперные партии. Может показаться, что у вокалиста простая задача — запомнить всего одну нотную строчку, в то время, как пианист запоминает две, а то и больше в многоголосной музыке. Но это ошибочно, ведь эту вокальную строчку нужно запоминать в единении с сопровождением, в ритме и с текстом.

Сложнее всего приходится певцам, не знающим элементарной теории музыки. В истории вокала таких исполнителей было немало. Они, не зная нот, учили целые партии, но, конечно, надежность и уверенность строятся только на прочном фундаменте профессионализма. Поэтому если вы занимаетесь вокалом, не владея нотной грамотой, поспешите восполнить этот пробел, тем более, что ничего особенно сложного в этом нет.

Итак, певец должен выучить не только мелодию. Бывает, что она запоминается «сходу» (хотя в современных произведениях требуется много раз повторять ее, прежде чем она запомнится). Очень важно учить ритм и моменты вступления, особенно если в произведении сложное сопровождение. Большое преимущество имеют те, кто может сам проигрывать себе аккомпанемент, так заучивание будет более качественным. В произведениях Вагнера или Чайковского сопровождение настолько самостоятельно, что нужно если не выучить его, то хорошо в нем ориентироваться, чтобы просто вступить вовремя. В этом деле как нигде полезен опытный концертмейстер, который «подхватит» вокалиста в момент запинки или незаметно подскажет, где вступить. Заучивая произведение, нужно сразу определиться с моментами взятия дыхания. Нельзя брать его каждый раз где придется, дезориентируя свою память.

Так как певец имеет дело не только с музыкой, но и словами, то вполне естественно, что он опасается их забыть. Очень важно запомнить слова в связи с мелодией, тогда они будут сами приходить на ум (точнее, на язык). То есть, учить слова отдельно от музыки не имеет никакого смысла.
Но еще важнее запомнить слова по их значению, а не механически. Для этого нужно разбудить свое воображение и для каждого слова создать картину, подключая образную память. Например, в романсе Н. И. Римского-Корсакова «Редеет облаков» нужно отчетливо нарисовать себе «печальную вечернюю звезду», «увядшие равнины», «черных скал вершины» и т. д. Тогда запомнится не только предмет «равнина», но и слово, его описывающее, «увядшая». У памяти есть закон осмысления, согласно которому глубоко осознаваемая информация легче запоминается. Поэтому так важно осознать, охватить картину во всех деталях. Механически выученные слова забудутся, если не повторять произведение какое-то время. Слова же, связанные с образами всплывут в памяти даже через несколько лет.

Память

Не секрет, что на выступлении под влиянием волнения память может дать сбой. Прежде всего пострадают автоматически заученные слова. Вместо «увядшая» память выдаст ассоциацию «поникшая» или вовсе промолчит. Конечно, вокалисту полезно быть находчивым и на лету уметь придумать что-то взамен (забыл «черных скал вершины», спел «горные вершины», главное — уложить количество слогов в ритм). Проще это сделать на иностранном языке, зная, что не каждый человек в зале его понимает. Кстати, исходя из вышесказанного, любое произведение на иностранном языке нужно перевести дословно и запомнить его смысл, нужно буквально думать на том языке во время исполнения.

И, наконец, полезно знать, какой тип памяти работает у вас лучше. У каждого человека есть зрительная, слуховая (аудиальная), мышечная память и т. д., но какая-то из них всегда преобладает. Это нужно использовать. Хороша в этом смысле зрительная память, помогающая видеть в уме нотный текст. Развитая слуховая память помогает быстро выучить мелодию со словами, послушав несколько раз произведение в чьем-то исполнении (но потом надо подключить картины-образы к заученным словам). Мышечная память нужна певцу при освоении вокальной техники.