Оскар Сейнжер. Обучение по записям

Статья из книги «Беседы с певцами и педагогами» Г. Брауэр (перевод vocal-noty.ru). В статье вокальный педагог Оскар Сейнжер рассказывает о своем методе преподавания, который заключается в имитации учеником аудиозаписей с правильным исполнением упражнений и арий. Речт идет о 1916 годе, то есть Сейнжер был первым,кто использовал такое изобретение как граммофон в целях обучения вокалу. В оригинале книга Сейнжера называется «The Oscar Saenger course in vocal training: a complete course of vocal study for the (tenor, soprano и т. д.) voice on Victor records». Для интересующихся, на Youtube есть пример записи — Урок №20, вокализ для тенора (поиск — Oscar Saenger).

Оскар Сейнжер родился в 1868 году в Бруклине. Учился в Национальной консерватории Америки, пел, как баритон, в Филадельфии и Пенсильвании. Преподавал в течение 37 лет.

Oscar_Saenger

Использование записей в обучении

Оскара Сейнжера по праву называют создателем артистов, поскольку ряд великих певцов вышел из умелых рук мастера. У него редкий дар давать инструкцию к действию в краткой и понятной форме, большой опыт, глубокое знание своего предмета, под его чары попадает всякий, оказавшийся рядом. Это человек, который «знает то, что он знает». Сейнжер только что вернулся из гастролей по Америке. Он читал лекции в разных городах о своем новом методе обучения с помощью аудиозаписей.

Педагог, артист и аккомпаниатор в одном лице

Это была моя идея объединить педагога, артиста и аккомпаниатора в одно. И, кстати, моя идея запатентована в Вашингтоне. Это результат девятилетних размышлений и работы. Суть идеи в том, чтобы сделать сам метод преподавания и его разъяснение настолько простым, чтобы любой человек смог бы его понять.

Метод состоит из 20 уроков для каждого типа голоса. Вместе с книгой идут записи, содержащие указания, как обучаться. Я считаю, что любой человек, никогда ранее не певший, сможет взять книгу и начать учебу. Так он подготовит себя для будущих уроков. Вы должны понимать, что этот метод не заменяет педагога. Наоборот, он его дополняет. Это как иллюстрация, которая, в отличие от педагога никогда не устанет показывать, как надо. Я сам постоянно использую записи на уроках. Когда они длятся несколько часов подряд, нужна помощь, чтобы сохранить свой собственный голос.

Простота

Как я уже говорил, идея была в том, чтобы сделать материал простым и доступным. Я написал книгу и отправил ее в издательство. Они вернули ее, сказав, что я написал прекрасную книгу, но она недостаточно проста. Они решили послать ко мне человека, который не был ни музыкантом, ни певцом. Если я смогу достаточно ясно объяснить ему свой материал, сказали они, значит, любая девочка из глубинки его поймет.

Этот человек приехал, и мы начали работать. Если я говорил о головном звучании, он хотел знать, что я имею в виду, если про горловые ноты, я снова должен был объяснять. И когда он всё понял, я был уверен, что теперь любой поймет.

Таким образом, книга приобрела настоящий вид. Сами записи — это плод огромной работы. Вы не поверите, но нужно было переделать около 2000 записей, чтобы отобрать 100, которые вошли в серию книг. Малейшего несовершенства достаточно, чтобы сделать запись непригодной. Сами записывающиеся артисты были временами обескуражены такими большими трудностями. Это очень нервная работа, потому что нужно быть постоянно в напряжении.

Имитация, как фундаментальный принцип

Я расскажу подробнее. Основной принцип метода — подражание, имитация. Каждому человеку нравится подражать — от ребенка до взрослого. Движимые этой идеей мы взяли артистов, как моделей. Студент должен подражать всему, что делает артист. Следуя записи, ученик может повторять снова и снова, пока не научится копировать звук максимально точно. И вот здесь находят применение знания и опыт педагога. Во время урока он оценивает каждую ноту, каждую фразу, советуя ученику, как сделать звук приближенным к идеалу, или указывает на ошибки, из-за которых не выходит повторить звук.

Для начинающих

— Вы хотите сказать, мистер Санжер, что этот метод может быть освоен человеком, который действительно ничего не знает о голосе и музыке в целом, и с помощью этого метода он может стать певцом?

— Возможно, если у ученика достаточно интеллекта, решительности и концентрации, то он сможет научиться петь посредством этих записей. И так бывает. Эти записи большое благо для молодых людей в небольших городах, где нет хороших учителей. Там педагоги могут использовать записи и преподавать по ним.

Опять же, встречаются люди настолько застенчивые, которые стыдятся идти к преподавателям для вокальных уроков. Они хотят петь, но не знают, как это сделать. По этим записям они могут начать учиться, и таким образом, подготовиться к дальнейшим занятиям. С этими записями тот, кто живет далеко от музыкальных столиц, может получить уроки мастерства по наименьшей цене. Я бы мог работать с учеником без записей, обычным способом, но не научил бы его так точно и быстро, как с записями.

Аккомпаниатор

Все певцы знают, как важно, необходимо иметь хорошего аккомпаниатора. Студент, обучающийся по этому методу, имеет личного концертмейстера 24 часа в сутки каждый день. Это аккомпаниатор, который не устанет, который будет играть и повторять сколько угодно.

Разговорный голос

Очень важная часть работы развивать разговорный голос. Тон голоса в разговоре должен быть красивым и резонансным. Даже дети могут это сделать. Но для этого должен быть развит слух, чтобы слышать чистый, красивый тон и полюбить его.

Дыхание

Управление дыханием очень важный элемент, потому что жизнь тона зависит от продолжительности дыхания. Студент должен развивать дыхание постепенно, чтобы быть в состоянии спеть фразу, длящуюся от 10 до 20 секунд. Это требует месяцев тяжелой практики. Лучше всего вдыхать через нос, нижняя челюсть во время пения должна быть полностью расслабленной.

Тон должен быть сфокусирован в точку за верхними передними зубами. Чтобы так сделать, нужно просто подумать об этом. Атаковать тон означает спеть его сразу, без подъездов и свободным открытым горлом. Когда горло сжато, студент теряет способность атаковать ноты правильно.

Фразировка

Фразировка, проще говоря, это музыкальная пунктуация. В более широком смысле это синоним интерпретации. То есть это уже не только пунктуация, но и группировка тонов и слов таким образом, чтобы композиция становилась понятной в целом и идея композитора выражалась в полном объеме. Здесь нужны уже интеллектуальные и музыкальные способности. Необходимо понять содержание песни или арии, чтобы разумно использовать эту группировку. Акценты, crescendo, diminuendo — важнейшие элементы фразировки. С самого начала нужно приучать студента заботиться о том, где брать дыхание, расставлять акценты. На использование нюансов должны быть причины, и вдумчивая работа обычно ясно выявляет эти причины.

Производство тона

Первая вещь, на которую надо обращать внимание это положение тела. Простая, изящная поза может быть натренирована перед зеркалом с первого урока. Производство тона — работа мысли. Представьте себе красивый тон на гласный «А». Если бы вы стали свидетелем захватывающей сцены, вы бы воскликнули: «Ах! Как красиво!» Правильный тон основывается на том же восклицании.

Первое — контроль дыхания
Второе — свободное горло
Третье — верная фокусировка тона

Мы знаем, что нижняя челюсть и язык являются величайшими преградами для хорошего звука. Мышцы подбородка и языка нужно обучить таким образом, чтобы они стали эластичными и расслабленными.

Думать, что тон направлен вперед так же важно, как и направлять его вперед. Правильное направление без мысли о нем невозможно. Полезнее 5 минут подумать о верном направлении и одну минуту попеть, чем наоборот. Нужно петь 15-минутными периодами, между которыми отдыхать по 10 минут. Студенту нельзя петь более 2 часов в день – один час утром, один в вечерние часы. Поскольку певцы любят свою работу, они часто склонны переусердствовать.

В упражнениях никогда не затрагивайте 2-3 предельно верхние и нижние ноты вашего диапазона, чтобы не перенапрягать голос и не разрушить его. Никогда не пойте в больном состоянии.

Идеальная атака – это атака без подъездов, раздуваний и взрыва. Дышите бесшумно, для этого надо дышать снизу вверх. Тон плохой, если он носовой, горловой, тремолирующий. В моих записях есть плохие примеры, после которых следуют правильные. Если ученик имитирует хороший тон, то у него и не возникнет вышеперечисленных недостатков.

Последовательность упражнений

В начале книги идут упражнения на одну ноту. Они начинаются на середине диапазона, затем опускаются вниз, потом вверх по полутонам. Тон при упражнениях должен быть свободным, округлым и полным, но не громким. Цель — сохранить одинаковое качество тона на разной высоте. Не толкайте звук. Далее идут упражнения в виде гамм, которые должны быть спеты легко, с постоянным качеством тона. Упражнения на гаммы очень важны в построении голоса.

Для разработки эластичности, подвижности голоса ничего не может быть лучше арпеджио. Но каждый интервал должен быть спет интонационно чисто. Всегда помните о красивом звуке. Каждая последняя нота перед взятием дыхания немного укорачивается, чтобы не выбиться из ритма.

Трель, возможно, самое сложное упражнение из всех, особенно если ее нет от природы, что редкость. Если упражняться ежедневно, это даст результат.
Вокализы развивают вкус, их надо петь ритмично и изящно. В записях представлены вокализы Конконе.