НЕклассический репертуар

В жизни почти каждого оперного исполнителя случаются моменты, когда хочется спеть что-нибудь необычное, не оперную арию, не романс, а что-то новое для себя. Хочется исполнить в концерте на бис, например, какую-нибудь известную вещь в своем прочтении. Понятно, что в таких экспериментах не стоит уходить далеко от привычного устоявшегося звукоизвлечения, и брать радикально иные направления музыки. Посмотрим, где можно поискать что-то новое и удобоваримое для концерта.

Первое и главное направление, в котором успех практически обеспечен при должном художественном исполнении, — советская эстрада. Это целое отдельное поле деятельности. Советскими композиторами написано столько проникновенных, глубоко философских, просто красивых песен, что любая украсит собой концерт. Для мужских голосов можно найти много песен в репертуаре Муслима Магомаева, Юрия Гуляева, Эдуарда Хиля. Для женских голосов — в репертуаре Анны Герман, Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной. В советских фильмах так же много музыки, которая уже стала классикой.
Другой пласт — военные песни. Они всегда вызывают отклик в сердцах слушателей, никого не оставляя равнодушным. Таким образом, из наших отечественных песен можно составлять целые программы.

Если же хочется спеть на иностранном языке, опять же на помощь придет кино. В классических голливудских фильмах много песен из разряда «100 мировых хитов». Чего стоит одна только «Moon river» (к/ф «Завтрак у Тиффани»). Оперные исполнители, как женщины, так и мужчины часто поют танго ревности «Tango jalousie», которое использовано во многих фильмах (есть записи у Пласидо Доминго и Суми Йо). Отдельно нужно присмотреться к фильмам с Марио Ланца, все-таки это был настоящий тенор, да еще какой. Его хиты «Be my love» или «Because you’re mine» отлично подходят для оперного голоса. Кстати, Ланца пел такую популярную песню, как «You do something to me» Коула Портера.

Можно окунуться с головой в народные мотивы любой страны. Показателен с этой точки зрения замечательный концерт Роберто Аланья (тенор) «Сицилиец» (для поиска в ютубе — Roberto Alagna Sicilian). В одной только Италии столько областей, столько культур со своими традиционными песнями, а есть еще испанские, португальские мелодии и т. д. и т. п.

Сфера джаза, блюза, госпела — отдельная планета. Не будем сейчас подробно останавливаться на этом, как говорится, кто ищет, тот найдет.

The phantom of the opera

The phantom of the opera

Еще одна планета — мюзиклы. Только подбирать нужно аккуратно, потому что мюзикловое звукоизвлечение местами сильно отличается от классического. Часто в песнях из мюзиклов задействован широкий диапазон, и, например, сопрано приходится петь в малой октаве непривычными приемами. Самым благодатным материалом в мюзиклах несомненно являются творения Эндрю Ллойд Уэббера, автора легендарного «Призрака оперы» («The phantom of the oepra»). Арии из этого мюзикла пели М. Кабалье, П. Доминго, Х. Каррерас, Т. Хэмпсон и др. Поскольку этот мюзикл повествует об оперном мире, его арии очень близки любым классическим голосам. Кстати, не забудем о «Кошках» («Cats») и бессмертной «Memory». Впрочем, у Уэббера достаточно культовых мюзиклов.

Сара Брайтман, для которой Уэббер и сочинял «Призрака оперы», так же может послужить источником расширения репертуара. Например, всеми известный и любимый дуэт Брайтман с Андреа Бочелли «Time to say goodbye» (скачать ноты pdf). Его можно петь и соло. Вообще, у кроссовер певцов много интересных песен.

/Из Википедии: Classical crossover или кроссовер — музыкальный стиль, представляющий собой синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки./

Просто потрясающая музыка у Эннио Морриконе, например, песня «Nella fantasia» с глубоким смыслом, для оперных певцов подходит как нельзя лучше.
Нино Рота, известный каждому по музыке к фильму «Крестный отец» и «Ромео и Джульетта» является автором ряда опер! И песен, конечно.
Есть такой композитор Владимир Косма, автор музыки к фильму «Игрушка». Из его песен к кинофильмам для оперного вокалиста подойдут «Your eyes» и «L’amour en heritage».
Поэкспериментировать получится и с песнями Курта Вайля, например, танго «Youkali». У прекрасной сопрано Терезы Стратас есть целый альбом с песнями Вайля.

Некоторые из вышеперечисленных произведений можно послушать в отдельном посте у нас в группе: https://vk.com/wall-97874477_58

Перечислять можно бесконечно, мир прекрасной музыки настолько разнообразен и безграничен, что каждый найдет что-то по вкусу. И хоть не стоит слишком увлекаться и отдаляться от своего основного академического направления (и особенно не надо этого делать в начале обучения!), но некоторое расширение границ своего творчества внесет свежую струю и обогатит уже сложившийся репертуар.