Практический метод пения Никола Ваккаи

Общие указания к изучению «Практического метода пения» Никола Ваккаи.

Nicola_Vaccai

Никола Ваккаи (1790 — 1848) — итальянский композитор и педагог.

Практический метод пения Никола Ваккаи (вариант имени — Никола Ваккай) представляет из себя набор вокализов-ариетт на итальянские тексты. Легкость этих вокализов обманчива, на самом деле они содержат в себе базовые технические трудности. Мария Каллас, например, рекомендовала вокализы Ваккаи наиболее подвинутым певцам.
В Методе 15 уроков, в которых студент постепенно осваивает новые и новые приемы. Крайне желательно проходить этот курс под руководством учителя. При систематическом подходе занятие этими вокализами даст поразительные плоды и подготовит к исполнению арий Россини, Беллини, Доницетти и Верди.

Диапазон вокализов небольшой, в основном на центре голоса. Издание для любого типа голоса легко можно найти в интернете. Если дать краткий ориентир, то для сопрано и тенора первый вокализ должен быть в Ре-мажоре, для колоратурного сопрано — в Ми-мажоре, для меццо-сопрано и баритона — в До-мажоре.

Итак, первый вокализ преследует своей целью соединение слогов, обучение legato. Если кратко, то нужно петь не Man-ca-sol-le-ci-ta…, а Ma-Nca-so-LLe-ci-ta… Таким образом, нужно петь на гласных звуках, а согласные произносить быстро, присоединяя их к последующему слогу. Кажется, что может быть проще… На поверку оказывается, что идеально «склеить» слоги удается далеко не каждому.
В следующих уроках осваиваются интервалы от терции до октавы. Соблюдая принцип соединения слогов из первого урока, нужно чисто интонировать интервалы, максимально выравнивая вокальную линию (сглаживать переход на интервал, без эффекта «ослика»).

Во втором уроке обратите внимание на согласный «R», который помогает опоре. В третьем вокализе особенно тщательно нужно работать над произношением дифтонгов, а они там тройные: La-scia-i-lLi-DO-E-I-lma-re-i-nfi-do… Каждая гласная должна быть произнесена максимально ясно, иначе будет слышаться «иль лидойль марэ инфидо»… Согласные «m» и «n» помогают удержать звук в маске.
В вокализе четвертом вступают согласные «v» и «z», при этом в слове «avvezzo» «Ц» глухой, то есть «аввэццо», а в слове «mezzo» — звонкий, то есть «мэ[дз]о».
Пятый вокализ построен на интервалах сексты. Большая сложность здесь — дифтонг placidA-Eserena, приходящийся на самую высокую точку вокализа. В этом месте нельзя менять положение рта или гортани. При этом высокое мягкое небо поможет преодолеть трудность.
Исполнение вокализов с интервалами септимы и октавы особенно выдвигает проблему сглаживания регистров. Высший пилотаж — спеть эти вокализы динамически выровнено, без усилений и ослаблений звука.

После уроков на интервалы, Ваккаи предлагает вокализ на полутона, с использованием довольно широкого дыхания. Важно здесь избегать форсирования голоса по мере повышения тона. В следующем вокализе представлены синкопы, а сама мелодия требует развитого контроля дыхания.
Урок седьмой (он же — вокализ десятый) подготавливает студента к исполнению рулад. Разучивать эту ариетту следует сначала Adagio, а по мере освоения довести до Allegro.
Урок восьмой — вокализ чистой воды cantabile, хотя в нем задача — верно исполнять апподжиатуры. Длительность маленькой ноты увеличивается за счет длительности последующей, залигованной с ней. А в следующем вокализе дается короткий форшлаг, в котором маленькая нота пропевается так кратко, как только возможно, а последующая поется ровным звуком, без укорачивания.
Следующий вокализ «La gioia verace» подготавливает к морденту, который должен быть спет 32-ми, не снимая с дыхания. Вокализ «L’augelletto in lacci», на все виды мордента, — самый сложный из всего метода. Мордент должен быть исполнен легко и быстро, на дыхании.
Урок десятый посвящен группетто. Их исполнение требует чистой интонации. Опять же, начинать изучение ариетты нужно с медленного темпа.
Далее следует изучение трели и рулад. Основная трудность здесь — пение без «скользящего эффекта», без смазывания нот. Ноты должны быть отчетливо слышны, отдельно, как бусинки на нитке.
Прием портаменто изучается в уроке 13. Ваккаи предостерегает: петь портаменто — не значит «волочить» голос с одной ноты на другую. Портаменто — это присоединить одну ноту идеально к другой.
Урок 14 — пение речитатива. Обозначение «А» над некоторыми нотами означает апподжиатуру, она связана с ударными слогами. Больше внимания нужно обращать именно на ударение в словах и четкое произношение.
Эпилог представляет из себя ариетту свободной формы, которая включает в себя технические трудности из всех предыдущих вокализов.