Госпел

Если вы когда-нибудь слышали госпел, вы, возможно, задавались вопросом, как поющие госпел это делают. Их пение поражает великолепием и силой голоса в сочетании с невероятной энергией выступления.
Госпел (от англ. Gospel music — евангельская музыка) произошел из афро-американского спиричуэлс на американсом Юге во второй половине 19 века. Африканские рабы принесли с собой богатое музыкальное наследие. В основном эти люди были неграмотными, поэтому могли передать свои знания только через песни и рассказы.

Песня госпел построена в форме вопрос-ответ и вращается вокруг солиста, который поет фразу, а остальные участники повторяют ее за ним. Потом все объединяются в хор для рефрена. Повторяющийся текст дает каждому возможность присоединиться и добавить своих эмоций и смысла песне.
Gospel
Пение госпел предполагает особый настрой, освобождение, умение чувствовать песню в глубине души и способность ее выпустить из себя, как бы «воскликнуть», воззвать к Господу. Однако, все эти сильные эмоции не освобождают певца от правильной техники. Госпел после оперы можно назвать самым трудным и требовательным для исполнения направлением.
Первостепенным значением здесь обладает крепкая поддержка дыхания, опора и сила голоса. Фразировка здесь часто длинная, подвижная и драматически насыщенная. Вы рассказываете историю своим пением, причем рассказываете с полной верой в нее и с чувством. Зритель должен ощутить подлинность вашей песни и вашу включенность в нее.

Упражнения

Внимание! Начинающим следует делать эти упражнения только под присмотром педагога!

Дыхание.
Итак, первостепенное условие — крепкое дыхание. Есть упражнение Фонтанелли для этой цели. Нужно встать перед зеркалом прямо и удобно для пения (подробнее о позе здесь). Вдыхайте медленно через рот, считая про себя до четырех, надувая живот. А теперь выдыхайте, так же считая до четырех, но не сдувая живот. Постепенно счет можно увеличивать до шести-десяти. Когда сможете комфортно проделывать упражнение на счет семь-восемь, включайте фазу удержания дыхания. Получится: вдох (считаете до четырех) — задержка дыхания (опять до четырех) — выдох (еще четыре). При этом не забывайте смотреть в зеркало на свой живот, чтобы убедиться, что он не сдувается. Обратите внимание, что ни плечи, ни шея, ни горло не должны зажиматься!!!

Динамика.
Второе упражение — Месса ди воче. Соблюдая условия первого упражнения, возьмите дыхание и, не сдувая живот и не напрягая горло, пойте любую удобную ноту в середине диапазона. Начните петь ее очень мягко, постепенно увеличивая громкость, затем уходя обратно на пиано. Постепенно, при правильном исполнении упражнения, оно дает больший контроль над пением и возможность легко создавать динамические нюансы в песнях. Это упражнение противопоказано, если у вас еще не поставлен голос, иначе оно приведет к зажимам и напряжению голоса.

Выражение.

Владение дыханием и динамикой голоса ничего не смогут вам дать, если не будет выражения, экспрессии. Недостаточно просто петь слова, должна быть история, захватывающая воображение слушателя. Изучите текст песни и подумайте, какую идею он несет. Прочитайте текст вслух, будто рассказываете историю. Вообще, очень полезно текст любого вокального произведения читать вслух ярко и выразительно. Речь в повседневной жизни нам намного ближе, чем пение, поэтому после прочтения (проговаривания) вслух текста с выражением станет яснее, как петь этот текст.
Второе, что нужно сделать для выражения, послушать примеры великих. Слушать нужно многократно, внимательно, сосредоточенно, не для удовольствия, а анализируя каждую деталь, каждый нюанс. В случае госпела начать можно с Махалии Джексон (Mahalia Jackson), Мэвис Стэплс (Mavis Staples), Андре Крауча (Andraé Crouch), ранней Ареты Франклин (Aretha Franklin) и Сэма Кука (Sam Cooke). Кстати, к оперному пению это все тоже применимо — и изучение арии, и прослушивание примеров.