Амелита Галли-Курчи. Самообучение

Из книги «Беседы с певцами и педагогами» Г. Брауэр (1917 г.), перевод vocal-noty.ru.

Galli-curci

Amelita Galli-Curci

Амелита Галли-Курчи родилась в 1882 году в Милане. Дебютировала в партии Джильды в 1906 году. Галли-Курчи обладала великолепным колоратурным сопрано и исполняла партии ЛючииЛакме, Розины, Виолетты и др. 

И даже если вы осилили полпути до вершины, работайте еще больше, чтобы сохранить успех и свое место. Будьте постоянно неудовлетворенны своим прогрессом, стремитесь к совершенству. Есть вершины, которых вы еще не достигли — поднимайтесь выше.

Возможно, нет певца более приверженного этим убеждениям, чем Амелита Галли-Курчи. Она знает ценность работы, она любить работать. Ей не нужно много времени летом, чтобы «успокоить свой голос», не нужно дня отдыха после спектакля. Нет, для нее пение не означает изнеможение, а наоборот, счастье. Петь – это радость, потому что это часть себя.

Часто наутро после выступления она уже за границей, перед теми, кто хочет ее видеть и задать вопросы. Она использует свой разговорный голос без опасений, потому что она не напрягает его, она яркая, сильная и энергичная. Эти ясные карие глаза свидетельствуют об остром уме, легкая фигура полна жизни и энергии. В то же время есть глубокое спокойствие во всем ее образе. Яркий дух, великий художник!

Эти мысли слабо передают мое первое впечатление о мадам Галли-Курчи, когда она вошла в просторную солнечную залу, где я ждала ее. Ее лицо было румяно от морозного воздуха. Она села напротив и сразу начала говорить о том, что я хотела услышать:

«Меня часто спрашивают, как я создаю тот или иной эффект, как пою ту или иную ноту, как заставляю голос лететь в дальний конец зала. Я всегда отвечаю, что это мой секрет. На самом деле никакого секрета здесь нет. Любой, обладающий голосом и интеллектом, может достичь этих вещей, зная, как над ними работать. Но если кто-то не имеет представления об этом процессе, никакие простые объяснения не помогут. По ту сторону рамп оперное пение кажется таким простым делом. Люди думают, что если вы умеете петь, то для вас так естественно исполнить роль в опере. И чем больше у вас мастерства, тем вам проще. А правда в том, что нужны годы и годы постоянного обучения, прежде чем выйти на сцену.

Так много органов, связанных с процессом пения, и все они должны быть если не расслаблены, то находиться в податливом состоянии, когда вы поете. Есть диафрагма, затем горло, легкие, нос, губы, — все это помогает воспроизвести тон. Возможно, гортань является самым главным органом. Если вы управляете гортанью, вы владеете секретом. Но ни один человек на земле не скажет вам, как ею управлять. Большинство молодых певцов в наше время понятия не имеют о том, что делать с этой частью своего аппарата. Если же они производят правильный тон, то это часто происходит случайно. Певец должен точно знать, как гортань работает и производит тот или иной эффект. Тогда он сможет создавать эти эффекты в любое время, даже когда он волнуется, не в настроении или чувствует недомогание».

Самообучение

«Откуда я все это знаю? Благодаря постоянному обучению, постоянному прослушиванию музыки (у меня очень острый слух), изучению ощущений в гортани при пении правильных тонов, которые создавали нужный мне эффект.

Милан — мой родной город, прекрасный Милан под голубым итальянским небом. Будучи маленькой девочкой, дочкой состоятельных родителей, я училась игре на фортепиано, музыкальной теории и контрапункту в Королевской консерватории. Я всегда была благодарна за то, что начала  свой путь так, с получения основательной музыкальной базы, в дальнейшем это было моим преимуществом. Когда у отца возникли проблемы, я использовала свои пианистические навыки, чтобы давать уроки, и смогла обеспечить себе достойный доход.

Но я жаждала петь. Разве не у каждого итальянца от рождения прекрасный голос? Я начала понимать, что у меня есть голос, который надо развивать. Я всегда немного пела, каждая песня была естественным выражением чувств всех итальянцев, но я хотела большего, чтобы выразить себя в пении. И я начала свое самообучение с пения гамм и вокализов в перерывах между фортепианной игрой. Я изучала все книги по вокалу, которые могла найти, и применяла на практике содержащиеся там рекомендации. Мне нужно было все для себя выяснить. И поэтому когда я пою, я знаю, какой мускул и как работает, в каком состоянии он должен быть, какие части аппарата должно задействовать и почему. Природа наградила меня хорошим голосом и здоровьем. За оба этих дара я глубоко благодарна.  Первый дар я развила тяжелым трудом, второй стараюсь сохранить благоразумной жизнью, регулярным упражнениям на свежем воздухе.

Голосов столько же, сколько людей. Мне кажется, что каждый голос должен обрабатываться и развиваться своим путем. Как кто-то другой может вам сказать, как лучше? Вы сами должны понять свой инструмент и научиться обходиться с ним».

Никогда не перенапрягайте голос

«Певец, который хочет сохранить свой голос, должен постоянно и разумно упражнять его.  Каждое утро я полчаса посвящаю упражнениям, вокализам и гаммам, никогда не пренебрегайте ими. Но я никогда не делаю ничего, что напрягало бы голос. Мы слышим много заблуждений от педагогов. Нам говорят, что нужно крепко держать дыхание, чтобы опереть тон. Мне кажется, это серьезная ошибка. Я сохраняю диафрагму расслабленной. Поэтому мой звук легок, без напряжения. Вы спросите, не слишком ли утомительно петь «против» целого оркестра, да еще с темпераментным дирижером, как Маринуцци, например, но я не нахожу это тяжелым. Есть чистый тон, который своим качеством, расположением и легкостью будет нестись дальше любого сильного тона. Он будет слышен над самым большим оркестром».

Использование гласных

«Молодые певцы спрашивают меня, какие гласные использовать в вокальных упражнениях. В моих упражнениях я использую их все. Конечно, некоторые из них ценнее других. «О» хороша, «Э» требует большей заботы, «А» самый трудный из всех. Я боюсь, это противоречит общепринятой идее. Но я утверждаю, что «А» самая сложная, потому что если вы переусердствуете, слишком широко откроете рот, то получится «белый» тон. С другой стороны, если рот недостаточно открыт или неправильно открыт, то получится горловой звук, тогда тон не полетит. Я думаю, лучше использовать смешанные гласные, когда одна перетекает в другую. Можно начать петь один звук, а потом плавно переходить по остальным звукам. Знаете, мои любимые пернатые — соловьи — используют ту же технику микшированных гласных.

Ах, сколькому я научилась у них и у других птиц! У некоторых из них такой резкий звук, настоящее кряканье, потому что они открывают свой клюв слишком широко или особым способом. Но соловьи обладают таким красивым темным звуком — прикрытым тоном, который проникает в самое сердце. У них самый изысканный звук в мире. Я многому научилась у птиц, чего не делать и что делать».

Амелита Галли-Курчи

Амелита Галли-Курчи в «Травиате»

Разучивание наизусть

«Работу над новой ролью я начинаю с изучения сюжета, либретто, я сначала узнаю, о чем история, в чем ее смысл и философия. Я держу клавир рядом с кроватью, потому что мне не нужен инструмент, чтобы получить представление о музыке. Дальше я работаю за фортепиано, детально изучая слова и музыку. На такие великие роли, как Сомнамбула или Травиата, я должна потратить три или четыре года, прежде чем выйду на сцену.

Требуется много времени, чтобы мастерски овладеть оперной партией со всех сторон — петь, играть, создать образ. Непосвященные люди думают, что если вы умеете петь, то вы можете легко выучить и сыграть любую часть роли. Они мало знают о труде, который нужно приложить, это не недели, не месяцы, а годы работы. И даже через много лет работа не заканчивается, потому что всегда можно что-то улучшить».

Необходимость иностранных языков

«Мы очень много слышим о необходимости для певца изучать иностранные языки. Действительно, знание языков уберегает от лишнего стресса в певческой деятельности. Певица может считаться удачливой, если с детства воспитывалась на двух языках. Моя мама была испанкой, а отец итальянцем, поэтому оба языка для меня родные. В школе я учила французский, немецкий и английский язык, причем основательно, чтобы писать и говорить на них».

Колоратура и драматическое сопрано

Я спросила у мадам Галли-Курчи, было бы ей приятно, если бы ее голос со временем превратился в драматическое сопрано. Мадам задумалась на мгновение, а потом ответила:

«Нет, я бы предпочла сохранить мой голос таким, какой он есть сейчас. Я действительно восхищаюсь драматическими голосами и теми партиями, которые они могут петь. Голос Райзы для меня самый красивый из всех, что я знаю. Но для себя я предпочитаю лирические и колоратурные партии, ведь они так прекрасны. Старые итальянские композиторы хорошо знали, как писать для голоса. Их музыка имеет мелодию, красоту, и эта мелодичная красота всегда будет привлекать. И старая итальянская музыка построена не только на фиоритурах и мелодии, но и на драме. Эти качества могут сочетаться, как они сочетаются в последнем акте Травиаты, делая его полным чувства и силы».

Контроль дыхания

«Возможно, в вокальном мастерстве дыхание наиважнейший фактор. Каждый ученик стремиться контролировать свое дыхание, каждый певец желает его усовершенствовать. Это бесконечное совершенствование и индивидуальное по сути, потому что каждый организм уникален. В вопросе дыхания, как и во всем остальном, нужно сохранять легкость и естественность, тогда тон будет плыть на дыхании и пианиссимо будет слышно в дальнем уголке зала.
Подводя итог, три требования вокального мастерства это: управление гортанью, расслабление диафрагмы, контроль дыхания. К этому можно прибавить четвертое — смешанные гласные.

Но после освоения этого, что дальше? Намного большее, что нельзя высказать словами: самовыражение через звук, ведь звучание должно быть важной частью индивидуальности певца, окрашенное чувством и эмоциями. Тон — это выход, выражение всего, что певец чувствовал, чем страдал и наслаждался. Чтобы совершенствовать свой инструмент, нужно это выражение, должна быть радость и удовлетворение.

Из книги «Беседы с певцами и педагогами» Г. Брауэр (1917 г.), перевод vocal-noty.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *