Джеральдина Фаррар о вокальном искусстве

Из книги «Беседы с певцами и педагогами» Г. Брауэр (1917 г.), перевод vocal-noty.ru.

Джеральдина Фаррар
(1882-1967)

Американская оперная певица, сопрано. Дебютировала в партии Маргариты («Фауст» Гуно) в 1901 году. Пела Манон (Массне), Джульетту, Чио-Чио-Сан, около 29 партий в Метрополитен опера.

Здоровье

Farrar

Джеральдина Фаррар

Как я остаюсь здоровой и всегда готова петь? Возможно, дело в том, что я соблюдаю режим работы и люблю свою работу. Я всегда любила петь. Музыка для меня всё, она моя жизнь. Будучи ребенком и в юности я не играла со своими сверстниками, мне не хотелось кататься, играть в теннис и прочее. Я думала, что могу лучше употребить свою энергию. По мере взросления я стала заботиться о том, чтобы не засиживаться допоздна, не дышать табачным дымом, потому что это плохо для моего голоса. Мое время всегда четко распределено. Я просыпаюсь в 6:30 и к девяти готова к работе. Я не хочу ложиться спать поздно, потому что голос на это реагирует. Когда у нас гости, в 22:30 я иду спать, оставляя их отдыхать и развлекаться, как они хотят.

Обучение технике

Есть талантливые люди, которых можно назвать настоящими певцами. Например, Мельба одна из них. Им не надо много практики, полчаса в день достаточно. Но я не из тех, кому не надо практики. Я отдаю упражнениям 1-2 часа ежедневно. Но мне это нравится! Гаммы для меня прекрасны, если правильно спеты. Ноты представляют для меня цвета. Я всегда перевожу звук в цвет. Это очень увлекательно, менять звучание ноты в зависимости от ее цвета. Для каждой роли требуются свои тона. Одну партию я должна была петь густыми, насыщенными тонами, другая партия требовала совсем иные тона, так как характер персонажа был противоположным.

На вопрос, слышит ли она себя, мисс Фаррар ответила:»Нет, я вообще не слышу своего голоса, кроме как в общем, но мы учимся ловить свои ощущения, возникающие в мышцах горла, головы, лица, губ и других частях аппарата, которые вибрируют определенным образом, чтобы корректировать звук. Мы узнаем ощущение тона. Поэтому каждому, независимо от того, насколько он продвинутый, требуется профессиональное ухо со стороны.»

Леман

Я долго училась у Лилли Леман в Берлине, на самом деле я могла бы сказать, что она мой единственный учитель, хотя я занималась и до нее в Америке и в Париже. Видите ли, я всегда пела, с детства. Моя мама нашла мне первого учителя в 12 лет.
Леман — замечательный учитель и экстраординарная женщина. Какое искусство, какие познания и понимание! Она часто говорила: «Помни, что эти четыре стены, которые тебя окружают, создают совсем иное наполнение, нежели оперный зал. Пойми этот факт и учись в соответствии с ним.» Это очень точные слова. Если вы учитесь только в комнате или студии, то вы не знаете, что значит наполнять оперный зал. Это отдельная отрасль нашей работы — почувствовать власть и контроль над акустикой и адаптировать себя к большим пространствам. Это можно узнать, только сделав это.

Слушатели в зале иногда замечают, что мы в опере поем слишком громко или кричим. Они, конечно, не думают никогда о размерах сцены, о расстояниях между кулисами. Они не знают, что в последние годы состав оркестра был значительно расширен, и мы обязаны перекрывать весь этот массив. Неудивительно, что мы прикладываем много усилий, чтобы нас было слышно. Иногда это кажется вредным. Все дело в том, чтобы создать наибольший эффект наименьшими усилиями.
Леман все еще может петь на публике, если не с былой силой, то с отличным качеством тона.

Память

Как я запоминаю? Несколько раз я играю вокальную партию, концентрируясь одновременно на словах и мелодии. Я пианистка, и я запоминаю очень легко. Я с детства пела наизусть. Мама никогда не позволяла мне петь по нотам, и я учила их естественным образом. Для меня петь всегда было как разговаривать с людьми.

Колоратура и драматическое сопрано

Вы просите меня объяснить разницу между колоратурой и драматическим сопрано. Я должна сказать, что разница в тембре. Голос колоратуры яркий и блестящий, особенно наверху, но становится слабее и тише внизу. Драматический голос обладает более густым и богатым тембром, особенно внизу. Колоратура поет До третьей октавы и звучит сама по себе высоко. Если я пою этот же тон, то звучит он как Ля второй, потому что он будет иметь совершенно другой тембр.

Молодым певцам

Все что я хочу сказать молодым певцам — будьте верны своей работе, учитесь систематически и от всего сердца. Если вы не любите свою работу так, чтобы делать все возможное, жертвовать, то это неправильно. Тогда выберите другое дело, которому будете преданы. Музыка требует преданности. Что касается жертв, то они таковыми не являются, если вы искренне любите свое дело.

Не думайте, что за короткое время сможете подготовить себя к карьере, потому что этот путь длинный и трудный. Никогда нельзя прекращать учебу, всегда есть, чему поучиться. Я часто нахожу отрывки партий, которые могу улучшить, и я никогда не буду петь дважды одинаково.

Не беспокойтесь, что это плохо для вашего голоса. Если вы спели какую-то ноту или пассаж неудовлетворительно, махните рукой или улыбнитесь, но не отчаивайтесь, это не должно вас обескураживать. Идите вперед. Я знала одну красивую американку, обладающую прекрасным голосом. Но у нее был очень чувствительный характер, она не могла выдерживать трудности. Она сильно беспокоилась из-за маленьких неудач, в результате через три года ее голос исчез. Мы не должны уступать разочарованиям, а побеждать их и идти вперед по своей дороге.

FarrarRigoletto

Фаррар в роли Джильды (Дж. Верди «Риголетто»)

Современная музыка

Современная музыка требует совершенно иного обращения с голосом и предъявляет совершенно другие требования, чем старая музыка. Старые итальянские оперы требовали мало драматического действия или вообще не требовали, только красивое пение. Оперные залы были меньше, меньше оркестры. Певец мог стоять посреди сцены и переливать прекрасные тона, с небольшим количеством передвижений.
Но в наши дни требуются действия на сцене наравне с пением. Нам нужно пение актеров и актрис. Музыка декламативная; певец должен вложить всю свою душу в роль, должен играть так же хорошо, как петь. Все дело в большем масштабе. Гораздо больше нужно голоса, чтобы спеть одну из современных итальянских опер, чем спеть одну из тех чудесных работ старой школы.

Ограничения

Певец должен быть готов ограничивать свой репертуар и не пробовать петь партии, не подходящие голосу. Неразумно так же заставлять голос петь выше или ниже возможностей. Молодой певец не должен форсировать голос, чтобы заставить звучать его сильнее.

Вокальное мастерство

Что я понимаю под вокальным мастерством? Это сложно определить словами. Мастерство это что-то, что идеально освоено. Нужно так развить свой голос, чтобы он находился под полным контролем, мог производить любые нюансы. Кто владеет вокальным мастерством?

Мисс Фаррар задумалась, потом ответила на свой вопрос:
Я могу назвать только двоих людей, которые могут владеть вокальным мастерством: Казуро и Макккормак. Последний поет Моцарта так, как никто другой. Оба непрерывным совершенствованием достигли мастерства. Это то, к чему мы все стремимся!

Из книги «Беседы с певцами и педагогами» Г. Брауэр (1917 г.), перевод vocal-noty.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *