Что должен знать вокалист

Навыки и знания, необходимые певцу

 

Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями и умениями должен обладать вокалист. Как замечали великие: «Голос — это еще не всё». Действительно, певец должен уметь не только петь.

Девушка за фортепиано

Чтобы увидеть, какими навыками надо обладать вокалисту, можно взглянуть на учебную программу любого музыкального колледжа или консерватории. Там в течение нескольких лет будущих артистов учат самым разным предметам, необходимым в дальнейшей артистической деятельности.

Итак, есть ряд теоретических дисциплин, которые являются основой обучения вокалистов.

Сольфеджио и теория музыки. Пожалуй, один из самых нелюбимых и необходимых предметов для многих вокалистов… Теорию музыки нужно знать для того, чтобы «знать ноты» в прямом смысле, то есть понимать, как музыка записывается нотами. А сольфеджио стоит изучать для того, чтобы четко и правильно своим голосом воспроизводить по нотам все, что там написано. Сольфеджио, кстати, отлично развивает слух. Единственное условие для успеха — упорство. Поверьте, оно того стоит.

Гармония. Изучается после теории музыки. Это такая музыкальная математика, здорово тренирующая мозг. Зачем она нужна вокалисту? Чтобы не теряться в гармонии произведения. Этот предмет, как и сольфеджио, очень хорошо тренирует уши, а они певцу очень нужны.

Музыкальная литература. Увлекательный предмет, особенно, если повезет с преподавателем. На уроках по «музлитре» рассказывают о биографиях и творческом пути композиторов, о самых знаковых музыкальных произведениях, об истории их создания и т. д. Изучается предмет в хронологической последовательности. Начинают с того, как музыка появилась, как древние люди создавали простейшие инструменты, потом постепенно переходят к западноевропейской музыке до Баха, потом после Баха… 20 век проходят по-разному, смотря, сколько часов есть в наличии. Далее проходят русскую музыку так же с древнейших времен до наших дней. В любом случае, знать, кто написал вашу арию и зачем, а так же кто из героев ее поет и при каких обстоятельствах, просто необходимо для верного художественного исполнения.

Анализ музыкальных произведений и анализ музыкальных форм — предметы, так же добавляющие математической точности в исполнение.

Итальянский язык. Очень важный предмет для оперных вокалистов, так как родиной оперы является Италия. Конечно, в идеале надо бы так же изучить немецкий язык и французский. Особенно это касается произношения! Чтобы петь правильно на этих языках (а петь на них все равно придется, арии исполняются на языке оригинала), лучше всего найти носителя языка, чтобы имитируя его произношение, научиться выговаривать все четко, ясно и правильно. Кроме этого, надо знать основы языка, чтобы понимать, о чем вы поете, лучше дословно.

Помимо перечисленного, не забудем еще такие предметы, как литература, основы философии и мировую историю для общего развития и для роста творческой личности. Переходим к практике:

Сценическое движение, актерское мастерство и сценическая речь. Понятно, зачем они нужны: раскрепощают, дают возможность не стоять столбом во время пения, исполнять произведение выразительно и не мямлить в диалогах (в оперетте, например).

Хор и ансамбль. Нужны для того, чтобы петь с кем-то, не сбиваясь со своей линии. Здорово развивают слух.

ОКФ — основной курс фортепиано. Владеть фортепиано певцу весьма полезно, чтобы суметь саккомпанировать себе или заменить концертмейстера своим студентам. Кроме этого, игра на фортепиано очень развивает музыкально, помогает научиться фразировке.

Ритмика или танцевальный класс или хореография. Это опять же о развитии тела, пластике, координации, которая достигается и соврешенствуется при изучении этих предметов и сценического движения.

Конечно, обучать всем этим предметам можно по-разному, сколько педагогов, столько и способов. Но независимо от того, как преподается каждый предмет, насколько хорошо он преподносится, все вышеперечисленное является всего лишь базой, основой для настоящего саморазвития. Любой артист без работы над собой, своим инструментом и мастерством стоит на месте или деградирует (что одинаково плохо).

Подумайте еще о том, что мастерство и техника — это хорошо, это основа, но есть еще тайна творчества. Вот этому самому вдохновенному, сокровенному, тому, что заставляет тысячи зрительских сердец учащенно биться, научить нельзя. Это уже искусство артиста.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями: